Конструирование и моделирование одежды

Конструирование и моделирование одежды

            Конструирование и моделирование одежды – это сложный творческий процесс, соединяющий в себе решение художественных и технических задач, в результате которого определяются внешний вид и структура изделия.

            Художественные задачи определяют создание модной формы, силуэта и покроя изделия, нахождение пропорциональных соотношений частей целого, предметное выражение художественного образа изделия.

            Технические инженерные задачи определяют разработку с помощью расчетных формул и графических приемов деталей конструкций, обеспечивающих при сборке получение заданной формы изделия. Кроме того, конфигурация и размеры деталей, устройство узлов и соединений должны обеспечить хорошую посадку изделия на фигуре человека, удобство и надежность в эксплуатации, экономичность в производстве и т.д.

            Инженерное и художественное конструирование – единый неразрывный процесс, цель которого – создание эстетически совершенных моделей одежды, приносящих человеку эмоциональное удовлетворение.

            Для достижения этих целей закройщик должен:

- знать направление моды в одежде на текущий и перспективный периоды;

- уметь анализировать модель и определять, какими конструктивными средствами решены силуэт, покрой, функционально-декоративные элементы;

- обладать знаниями пластической анатомии, типологии населения, психологии человека;

- знать методы конструирования одежды, физико-механические и технологические свойства тканей и материалов, рациональные методы обработки деталей и узлов изделия.

          

 

 Основные понятия и определения: 

 

Конструирование одежды – это система создания чертежей деталей, основанная на измерении фигуры человека.

 

Моделирование деталей одежды – это разработка новых форм моделей одежды на базе основных чертежей конструкции деталей одежды.

 

Чертеж базовой основы деталей конструкции одежды – это рациональная конструкция основных деталей одежды, соответствующая размерным признакам фигуры человека с учетом оптимальных прибавок на свободное облегание. Базовая конструкция основы строится без модельных линий. Например: перед и спинка лифа платья, длинный втачной одношовный рукав, переднее и заднее полотнище юбки.

 

Лекала базовой основы (рабочие лекала) – это скопированные детали с чертежа базовой основы конструкции, которые используются как база для создания новых моделей одежды (модельных конструкций).

 

Конструктивные линии – это контурные линии деталей одежды, активно участвующие в формообразовании и чаще всего не несущие декоративной нагрузки. Необходимость членения конструктивными линиями на основе детали продиктована анатомическим строением человека, поэтому эти линии чаще всего проходят вблизи выступающих или вогнутых участков поверхности тела вдоль или поперек его боковой поверхности.

 

Баланс – это правильно соотношение частей, которые при объединении образуют целое, где каждая часть пропорциональна другим и гармонирует с ними.

 

Баланс изделия – это уравновешенность изделия и его частей. Другими словами, в сбалансированном изделии выдержано точное, соответствующее фигуре соотношение деталей (боковые швы вертикальны, линия талии / бедер / низа горизонтальны), требуемая соразмерность деталей соблюдена, что обеспечивает правильную посадку изделия на фигуре.

 

Вытачка – это конусообразный шов, проходящий не по всей длине или ширине детали, а только по ее части. Вытачки нужны для придания изделию формы тела человека.

 

Боковые линии вытачки – это линии, пересекающиеся в конце вытачки. Линия середины вытачки между ее боковыми линиями.

 

Раствор вытачки – это расстояние между боковыми линиями вытачки.

 

 

Инструменты и приспособления:

 

             Для успешной работы закройщику / конструктору одежды нужны специальные инструменты и приспособления. Большую их часть можно приобрести в специализированных магазинах тканей и т.п. некоторые инструменты поставляются по заказу специализированными компаниями. Инструменты должны переноситься в специальных чехлах и пеналах.

 

1. Булавки портновские – для скалывания деталей изделия и проведения примерок.

 

2. Игольницы – специальная подушка или магнит – настольная или крепящаяся на руку.

 

3. Ножницы портновские – только для тканей и материалов, кончики должны хорошо резать.

 

4. Ножницы канцелярские – для бумаги / лекал.

 

5. Карандаши простые и ручки цветные – для работы с чертежами и лекалами.

 

6. Бумага для лекал – миллиметровка и калька.

 

7. Линейки  - обычные деревянные или металлические от 30см – до 1м и угольники.

 

8. Лекала (фигурные линейки) – используют для работы с линиями пройм, горловины, карманов и т.д. Лекало, переходящее в прямую линейку используют для оформления линий в области бедер, краев изделий, лацканов и т.д.

 

9. Степлер и антистеплер -  помогает предотвратить смещение бумаги при разрезании нескольких слоев одновременно.

 

10. Клейкая лента (скотч) – используется для склеивания лекал.

 

11. Шило – с его помощью на лекалах выполняют контрольные проколы для обозначения концов вытачек, карманов, застежек-молний и т.д.

 

12. Металлические грузы (несколько) – используются для фиксации лекал во избежание их смещения.

 

13. Сантиметровая лента – используется для измерения фигуры.

 

14. Портновский мел – используется для кроя изделия (им обводят контуры деталей на ткани).

 

15. Макетная ткань (ситец / бязь) – используют для изготовления макетов будущих изделий с целью предварительной проверки посадки конструкции на фигуре и внесения необходимых коррективов в лекала до кроя из основного материала.

 

16. Манекен – используют для отработки посадки конструкции изделия, для примерки изделия во время пошива и в других рабочих целях.

 

 

При подготовке материала были использованы:

А.Т. Труханова «Конструирование одежды»

Т.А. Сунцова «Легкая женская одежда. Конструирование и моделирование»

Х. Армстронг «Конструирование и моделирование модной одежды»